На волне (
слоупок-мод) слухов про сериал на Amazon, скандалов с участием EA, а также сундучных орков и "интересного" отношения к бэку в ворнеровской гриндилке + общей нехватке достойных РТС в последнее время, я бы хотел напомнить об занятной серии стратегий которая может быть интересна любителям РТС, фанатам творчества Толкиена и даже хардкорным МП-шникам, тем более, фанатское сообщество
до сих пор нее устает выпускать баланс-патчи и разнообразные моды для всей линейки игр серии. Причем тут ЕА? Эта корпорация зла выступала издателем серии, а через какое-то время изъяла серию с прилавков и позакрывала сервера, так что теперь ни одна из игр серии не доступна ни в одном цифровом сервисе дистрибьюции, возможен только заказ физического носителя на каком-нибудь EBay, ну или... вы сами понимаете. Итак, вкратце:
Battle for Middle-Earth (2004)
- Эта РТС отличается прежде всего необычной механикой постройки баз - доступно строительство только на заранее определенных участках поля - как отдельных зданий, так и лагерей с несколькими участками для застройки (у фракций Света лагеря имеют стены, с возможностью размещения отрядов). Здания прокачиваются по мере завершения производств, тем самым открывая новые возможности.
- Рас всего 4 - силы Света представлены Роханом (с эльфами и бродячими пеньками) и Гондором, силы Тьмы - это союз двух башен: Изенгарда и Мордора.
- Войска нанимаются сразу отрядами, за исключением особых юнитов (тролли, мумаки и т.п., которые производятся по одному юниту), также, естественно, игрок может управлять сильнейшими героями и злодеями Средиземья. Герои и войска могут набирать опыт вплоть до 10го уровня, что увеличивает их боевую эффективность. С ростом уровня у героев открываются также и новые способности. Войска же можно апгрейдить с помощью открываемых в кузницах улучшений. У войск, набираемых отрядами, имеется в наличии особая формация, дающая как плюсы, так и минусы, например "еж" пикинеров Изенгарда останавливает практически любой чардж кавалерии, но скорость передвижения в таком строю критически низкая.
- Нельзя не упомянуть и о так называемом Палантире Силы - дереве умений, каждое из которых можно постепенно открыть за очки Силы, получаемые в ходе уничтожения вражеских войск и построек, в кампании - в основном при завоевании новых территорий. Умения достаточно разнообразны, от пассивного усиления определенных героев, до буста экономики и призыва мощнейших существ Средиземья. После применения каждая активная способность перезаряжается некоторое время. В итоге, игроку будут доступны чрезвычайно мощные способности, такие как временный призыв Балрога для сил Тьмы или Армии Мертвых для сил Света.
- Кампания - довольно сильная сторона БФМЕ 1, с точки зрения синглплеерного игрока, естественно, т.к. в ней представлены все ключевые моменты саги (в том числе альтернативные - в кампании Тьмы): для сил Света это достаточно бэковые события от путешествия Братства через Морию до битвы у Черных Врат, для сил Тьмы - от возвышения Изенгарда до захвата Минас Тирита. Между ключевыми событиями игроку предлагается несколько промежуточных миссий в разнообразных провинциях Средиземья, выполняя их, игрок получает контроль над провинциями и бонусы к экономике и военной силе. В ключевых миссиях присутствует большое количество видеовставок из трилоги ПиДжея, появляющихся в соответствующие моменты вместо миникарты, что достаточно неплохо погружает в атмосферу, ну или может быть пропущено мимо внимания без каких-либо трудностей).
- Мультиплеер, несмотря на, казалось бы, странную механику строительства, довольно динамичен, но об этом подробнее ниже.
На данный момент к БФМЕ 1 существуют фанатские баланс-патчи (с HD ремастером)
1,06 и 1,07 (рекомендуется к установке) и несколько значимых модов, таких как
Edain,
Return of Shadow и
Kings of the West.
Средний балл на Metacritic - 82
(жаль, критики не оценивают фанатские патчи)
Battle for Middle-Earth II (2006)
- Эта часть франшизы вернулась к классическому типу застройки в РТС, то есть постройке зданий в любом месте с подходящим ландшафтом (исключение составляют стены, которые не могут быть построены дальше определенного радиуса от начального узла), тем не менее, игроки предпочитают производить основную застройку в стиле лагерей первой части - вокруг цитадели, по нескольким причинам, так что базы МП игроков очень напоминают первую часть.
- Из прочих изменений - количество рас увеличено до 6. Силы Света представлены наконец-то полноценными, "отделившимися" от рохиррим Эльфами, объединенными во фракцию "Люди Запада" Гондором и Роханом, а также Гномами (в союзе с Дейлом). Силы Тьмы - это практически неизмененные после первой части Изенгард и Мордор, а также новая раса Гоблинов (с ездовыми пауками и горными великанами {??? ну что за бред}). Следует помнить, что вторая трилогия ПиДжея к тому моменту, слава Валар, еще не вышла, поэтому бредовых анбэковых придумок никто кроме гоблинов не получил.
- Военные постройки теперь прокачиваются путем покупки соответствующих апгрейдов, добывающие постройки сохранили прежнюю систему прокачки (если здание произвело некоторое количество ресурсов, то оно получает новый уровень), но поскольку теперь места постройки выбираются произвольно, то разработчики ввели для них "область сбора ресурсов" - если в ареал размещаемого здания попадает ареал другого добывающего здания или неподходящий для строительства ландшафт, то размещаемое здание теряет в эффективности добычи ресурсов.
- Цитадель, которая ранее была только еще одним добывающим зданием и местом найма героев теперь получает несколько слотов для строительства оборонительных сооружений и несколько апгрейдов, в том числе уникальный для каждой расы апгрейд, позволяющий применять особую способность с некоторым кулдауном, н/р множественные удары молниями для башни Волшебника у Изенгарда.
- Войска большей частью пришли из старой части, баланс войск между фракциями, по сравнению с БФМЕ 1, был лучше приведен к классическому "камень-ножницы-бумага" (пехота/лучники-копейщики-кавалерия/монстры), максимальный уровень отрядов был понижен до 5го (в баланс-патчах вернули 10ый). Формации были изменены, так у лучников заменили "клин" на обстрел участка поля.
- Был добавлен редактор собственных героев, которых можно использовать в сценариях и Битве за Кольцо - возможно создание героя на основе имеющихся ассетов внешности и выбор до 10 способностей из классового дерева.
- На картах сценариев и Битвы за Кольцо теперь можно обнаружить Голлума, после убийства которого и доставки остающегося на месте его гибели Кольца Всевластия в цитадель становится доступен найм мощного героя-кольценосца: Саурона для сил Тьмы или темной Галадриели для сил Света.
- Также на картах появилось несколько видов построек с захватываемыми флагами, контроль над этими постройками приносит пассивные бонусы или дает возможность найма особых юнитов и даже кораблей - эта часть позволяет вести сражения на воде.
- Палантир Силы теперь уникален для каждой расы, естественно добавилось большое количество мощных способностей, хотя некоторые выглядят довольно анбэково.
- Кампания стала короче, полностью линейной и представляет события, происходящие в стороне от основных битв ВК, такие как осада Дол-Гулдура или защита Эребора. Взамен, добавлен новый режим "Битва за кольцо", в котором игрокам предлагают поучаствовать в 1vs1 или командном сражении до 6 игроков за территории Средиземья при старте с выбираемых точек (т.е., возможно как выбрать бэковые расы и позиции, так и порулить условным Мордором, стартующим из Ривенделла, да еще и в союзе с Эльфами). Механика режима во многом похожа на кампанию первой части: на карте Средиземья игрок решает, в какую провинцию двинуть войска, получает бонусы с завоеванных провинций и регионов, при столкновении двух армий в одной провинции происходит бой (возможны автобой и отступление). Отличия заключаются в возможности возведения зданий в захваченных провинциях, найме и апгрейде войск прямо с тактической карты. Режим довольно забагованный, не поддерживает более двух союзов и не работает с большинством фанатских модов.
По поводу фанатского контента: рекомендуются к установке
баланс-патч 1.09 и
HD-мод, с которыми ванильная версия действительно заиграет новыми красками. Из все еще живых русскоязычных модов можно назвать лишь
The Last Hope of the Third Age, но это не тот БФМЕ
, который мы ищем, впрочем, кому-то может и зайдет, тем не менее, лучше сохранить "чистую" версию БФМЕ 2 + 1.09 + HD для мультиплеера, а моды вешать на RotWK, благо их там больше.
Средний балл на Metacritic - 84
Battle for Middle-Earth II - Rise of the Witch-King (2006)
Восхождение Короля-Чародея - это аддон-приквел ко второй БФМЕ, повествующий о завоевании Ангмарским колценосцем северных королевств людей. Поскольку это - всего лишь аддон, то изменений было сделано не так много: добавлена новая фракция Тьмы - Ангмар с уникальными юнитами, постройками и Палантиром Силы (весьма кривая, даже в баланс-патче 2.02 - достаточно посмотреть
видео-версус, где несколько отрядов черных нуменорских следопытов без шансов раскатывают равное количество отрядов эльфов(!) Чернолесья с полным апгрейдом стрел), также новые территории и другие незначительные правки. Впрочем, это едва ли не самая популярная для модмейкеров игра франшизы - то, что уже сломано, можно ломать и дальше. Кроме
баланс-патча 2.02 есть
масса других модов, мне больше всех нравится
The Onset of Darkness, но тут на любителя.
Средний балл на Metacritic - 78
Итак, резюмируя:
- Лучше всего ставить первую часть для кампании/МП, вторую для сценариев/МП, аддон ко второй части нагружать любыми модами для фана.
- HD-патчи приведут графику в состояние, как минимум, терпимое для глаза (большая часть скриншотов в обзоре - без таких патчей, лень было снимать непосредственно в игре, а в сети полно даже снимков, зафотканных на камеру тогдашних телефонов).
- Все файлы от оригиналов до русскоязычных версий модов, как уже по вышеприведенным ссылкам ясно, есть на BFME Modding, там же можно задать вопросы по установке - сайт более-менее активен; английские моды при желании искать на Нексусе. Дополнительная ссылочка на альтернативные версии (патчи и СД-фиксы не включены!)
- Описания самых действенных тактик и прочую ин-гейм информацию можно найти в профильных разделах форума толкиенистов Эвендим (не конкурирующий).
- Мультиплеер доступен через разные сервисы, лучше через GameRanger.
- Русскоязычные МП-шники собираются тут: BFME1 BFME2 BFME2RotWK
Канал русскоязычных стримеров тут.
- По мне - стримы TheDestroyer001 (собственные игры и чужие реплеи) более познавательны и приятны для просмотра, но есть минус - они на английском.
- Также часто стримит на вражеском RuudDevil, но его стримы более фановые, содержат в числе прочего большое количество забавных версусов, Дагор Дагорат мод, ТоверДефенс карты и т.п., впрочем, и у него есть "умные" видео.
- Смысла описывать мультиплеер я не вижу, проще посмотреть любое видео с русского турнира или от Дестроера, там будет видно и глубину и динамику.
В общем, удачи,
вгоним с пинка (кто в теме - поймет) изенгардскую пику куда надо жадным ЕАшникам! Всем веселых праздников и
Тома Бомбадила в компанию, только елку не роняйте!